Читальный зал. Марина Рыбкина — Глубинная психология

«Я познал, что вдобавок к духу этого времени трудится и другой дух, а именно тот, что управляет глубинами всего современного. Духу этого времени понравится услышать о пользе и ценности. Я тоже так думал, и моя человечность все еще так думает. Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла.
Исполненный человеческой гордости и ослепленный предубежденным духом этих времен, я долго пытался удержать тот иной дух подальше от себя. Но я не предполагал, что дух глубин с незапамятных времен и навсегда обладает большей властью, нежели дух этого времени, что сменяется с поколениями. Дух глубин покорил всякую гордость и заносчивость силе справедливости. Он унес мою веру в науку, он лишил меня радости объяснять и упорядочивать вещи и дал преданности идеалам этого времени умереть во мне. Он принудил меня к последним и простейшим вещам.
Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему, а именно сплавив вместе осмысленное и бессмысленное, что производит высший смысл».
Карл Юнг «Красная книга»  

  Все незадействованное сознанием становится чуждым эго. Но вмешательство чуждого, того, что эго не может контролировать, указывает на путь к расширенному существованию, без которого обычная жизнь человека может стать невыносимой.
Шуйлер Браун «Рождённый, не сотворенный. Язык гностических текстов с точки зрения аналитической психологии».
  

  Там, где есть глубинное переживание, там существует и божественное. Там, где есть Боги, там можно почувствовать смысл. Боги могут нас попросить, чтобы мы к ним прислушивались, то есть осознавали их энергию, которая в нас присутствует и которая составляет их суть, лишенную всякой материальной шелухи».
(Холлис Джеймс «Грезы об Эдеме: В поисках доброго волшебника»)
  

  То, что мы сегодня называем граничным расщеплением и разрастанием самовлюблённого эго — это и есть наследие Иалдабаофа.
Через Иалдабаофа гностики идентифицировали модель склонностей сознания, свойственных их культуре. Сегодня мы видим идентичную ситуацию и похожий паттерн в нас самих и в людях вокруг нас. Иалдабаоф представляет собой основу для индивидуалистического, контролирующего и самовлюблённого эго, столь знакомого западной культуре. То, что гностики называли Иалдабаофом, до сих пор живо и пребывает с нами, возможно, ещё в большей мере, чем в древние времена.
Мюррей Стайн «Критика гностицизма. Прошлое и настоящее»
  

  «Ищи все то, что будет раздувать огонь в груди».
Руми  

  Похоже, что аналитическая психология и есть гностицизм ХХ века, где уже не осталось мечты о спасении. Юнг помогает заполнить этот пробел и, критикуя современный психологический редукционизм, настаивает на спасительной силе символа.
Мюррей Стайн «Критика гностицизма. Прошлое и настоящее».
 

  Святой Августин (354-430) проводит различие между образом Бога, каковым является Христос, и образом, помещенным внутрь человека и служащим ему средством или возможностью уподобиться Богу. Образом Божьим выступает не телесный человек, Разумная душа обладание которой отличает человека от животных.
Карл Густав Юнг «AION»  

Близость гностических текстов к бессознательному поднимает содержания бессознательного самого читателя, разбивая фиксированные структуры объективности и нивелируя возможность ссылаться на другие источники.

Мир гнозиса, доступный сегодня как никогда прежде благодаря текстам Наг Хаммади — это мир, в котором еще не запрещено мифологическое мышление. Мифологическое понимание, рожденное работой над гностическими писаниями, возвращает христианские символы в матрицу психики, откуда они и появились, и снимает барьеры между религией и опытом. А именно этот барьер Юнг и считал слабостью западной религии.

Шуйлер Браун «Рождённый, не сотворенный. Язык гностических текстов с точки зрения аналитической психологии».

Надо представить Сизифа счастливым.

Камю  

  Сколько ж можно? 
Мужайтесь и храните себя для благоприятных времен.
(Марон Публий Вергилий 70–19 гг. до н. э. Древнеримский поэт)
  

Ищи то, чего тебе не хватает, в том, что у тебя есть.
(Бернар Вербер «Тайна богов»)  

  Запись из дневника Корнея Чуковского от 25 марта 1969 года, за неделю до последнего дня рождения:

«Здесь (в больнице) мне особенно ясно стало, что начальство при помощи радио, телевидения и газет распространяет среди миллионов разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама. В разговоре цитируют самые вульгарные фразы, и никто не знает Пушкина, Баратынского, Жуковского, Фета — никто.

В этом океане пошлости купается вся полуинтеллигентная Русь… это результат спецобработки при помощи газет, радио, журналов " Неделя» и «Огонек», которые не только навязывают своим потребителям дурное искусство, но скрывают от них хорошее. Оно окружило тайной имена Сологуба, Мережковского, Белого, Гумилева, Гиппиус, принуждая любить худшие стихи Маяковского. Во главе ТV и радио стоят цербера…
Словом, вокруг я вижу обокраденные души. Когда-то Щедрин и Кузьма Прутков смеялись над проектом о введении в России единомыслия — теперь этот проект осуществлен; у всех одинаковый казенный метод мышления, яркие индивидуальности — стали величайшей редкостью…»

Через полгода Корнея Ивановича не станет. 
 

Основной принцип юнгианской психологии состоит в том, что энергия необходимая для исцеления, скрыта в самих симптомах. Когда эго втянуто в эмоциональную борьбу или сильные физические страдания, бессознательное старается донести эти проблемы до сознания в символической форме. Множество случаев описаны в традиции шаманизма, где жрицы-шаманы испытывают множество подобных психосоматических симптомов до того, как получат дар визионерства и исцеления других. Зачастую даже устрашающие и угрожающие символы бессознательного несут в себе стабилизирующий эффект для сознания. Фундаментальным исцеляющим фактором становится понимание глубинной реальности души и бесстрашное принятие страданий и психического опыта, который сопровождает этот процесс.

Брэдли Те Паске «Мария Магдалина в канонических и гностических евангелиях».

Под символами никогда не подразумевается та вещь, которой они обозначаются. Символ лишь предоставляет возможность для нахождения множества его значений. Божественная сущность не ограничена воплощением. Она может освободиться в любое время. Играя парадоксами непередаваемых словами граней свое личности и земных проявлений, символ одновременно и открывает, и прячет свое значение.

Джорунн Джеэйкобсон Бакли «Толкование о душе: вопросы пола, страдания и воплощения»