Йога-терапия. Путь к исцелению. Марина Рыбкина — Глубинная психология

РАБОЧИЙ ПУТЬ В ЙОГЕ.  

                 «Если бы человек мог жить миллион лет, сохраняя все свои чувства в течение этого времени в полном порядке, и если бы он мог все это время, до последнего момента, потратить на изучение природы, прилежно стараясь изучать все мельчайшие детали феноменальных объектов, то разве были бы его поиски знания закончены по истечении этого времени? Конечно нет; он почувствовал бы только, что ему нужно еще больше времени, более тонкую силу восприятия, более могущественный интеллект и более глубокое понимание; и он мог бы сказать, как сказал сэр Исаак Ньютон в заключении своей жизни, поной неутомимого искания: «Я только собирал камушки на берегу океана знания». Если гения, подобный Ньютону, мог только достигнуть края воды этого океана, то как можем мы надеяться в несколько коротких лет оставить за собой все безграничное пространство возможного знания?  Тысячи поколений жили и умерли на земле, тысячи еще будут жить и умрут, и все-таки знание, относящиеся к миру явлений, останется незавершенным. Можно снимать с природы покрывало за покрывалом, но под каждым снимаемым покрывалом будет оказываться новое. Это поняли йоги и мудрецы в Индии, постигшие истину, которые говорят: «Неисчислимы ветви знания, но коротко наше время, и много препятствий на нашем пути; поэтому мудрые люди прежде всего стремятся узнать какая ветвь знания выше всех».

Так возникает вопрос: какое знание выше всех? Вопрос этот стар как мир; он смущал умы философов, естествоиспытателей и ученых всех веков и народов. Некоторые находили ответ на этот вопрос, другие — нет. Этот самый вопрос сформулировал в древней Греции Сократ, когда он отправился к Дельфийскому оракулу и спросил: «Из всех знаний какое самое — высшее?». На что он получил ответ: «Познай самого себя».

Мы читаем в одной из Упанишад, как один великий мыслитель, изучив все философские системы и науки, известные в его время, пришел к мудрецу, постигшему истину, и сказал: «Господин, я устал от этого низкого знания, которое можно получить из книги через изучение мира явлений; оно больше не удовлетворяет меня, потому что наука не может раскрыть последней истины; я хочу знать то, что выше всего. Если что-нибудь такое, узнав которое я смогу узнать реальную сущность вселенной?».

Мудрец ответил: «Да, есть знание, которое выше всех других знаний; приобретая его, ты будешь знать истинную природу всего во вселенной». И он продолжал: «Узнай себя. Если ты сможешь изучить природу своего собственного „Я“, ты будешь знать реальную сущность вселенной. В своем истинном „Я“ ты найдешь Вечную Истину, Бесконечный Источник всех явлений. Зная это, ты будешь знать бога и все его творение».

(Сваами Абхедананда «Как стать йогом»)

Сегодня десятки миллионов людей по всему миру — преимущественно женщины — используют йогу для поддержания физической формы, здоровья и красоты, и лишь некоторый практикуют ее как стиль жизни  или духовную дисциплину. 

Мы должны попытаться понять — и продвигать по мере возможности — йогу как духовную традицию, потому что физическая форма, здоровье и красота не могут принести нам непреходящее счастье и свободу глубинного уровня.  

Георг Фойерштайн «Психология йоги: Объединение восточного и западного подходов к изучению ума»

  В книге «Проблемы души нашего времени» (1933) Карл Юнг метко подметил:

«Психоанализ и линии мысли, которым он положил начало, — определенно, типично западное развитие, — это лишь первые шаги новичков в сравнении с незапамятным искусством Востока».

Для лучшей оценки этого комментария стоит знать, что Юнг активно интересовался оккультной традицией кундалини-йоги — малоизвестным и сложным ответвлением традиции индуистской тантры. Определенно, когда один из самых проницательных западных наблюдателей психологической сцены и один из самых острых критиков некритического заимствования индийской йоги позволяет себе подобное, это должно о чем-то говорить. Поэтому полезно будет последовать совету Юнга и внимательно изучить наследие Индии. «Мудрость и мистицизм Востока, — заверяет он — могут о многом нам рассказать. 

Георг Фойерштайн «Психология йоги: Объединение восточного и западного подходов к изучению ума»  

  У йогов есть популярная медитация — тратак, которая состоит в простом наблюдении за огнем. Помимо расслабления, она очищает и сознание человека, ведь большинство информации мы получаем через зрительный контакт, и наши глаза хранят много зрительных образов, которые откладываются в подсознании и порой мешают жить спокойно, внушая страхи и постоянные переживания. А медитация тратака сжигает ненужные образы, очищает память и тем самым восстанавливает нервную систему. Элемент огня, хоть и опасен сильным разрушением, но при правильном использовании способен окунуть нас в нечто более тонкое и приблизить к пониманию Вселенной и нашей роли в ней. Поднимая благодаря этому знанию нас на уровень чистого восприятия.  

  Ментальная оболочка — это тонкое энергетическое поле, окружающее человеческое тело и связанное с разумом и сознанием. Она влияет на физическое здоровье, эмоциональное состояние и общее благополучие человека.  

Возможно, самым сложным аспектом создания духовной жизни является необходимость ходить на работу для поддержания существования в материальном мире. Было бы легко сохранять умиротворение, занимаясь собственными проектами, контактируя с природой, практикуя йогу и медитируя, но позволить себе такую жизнь могут немногие. 

Рабочий путь йоги учит, что все действия — от мытья посуды до заключения миллионных сделок — являются духовными возможностями. Помня о нашей личной цели во время работы, мы можем вдохновиться любой задачей. Если же за работой не стоит высшей цели, возникает стресс. Философия йоги предлагает подходить к профессиональной деятельности таким образом, чтобы не терять связь с духовной целью. Следуя кармическому подходу к труду, мы можем с легкостью выполнить любое задание, не теряя умиротворения, идет ли речь о доме, работе или нашем внутреннем мире. Для этого нужны принятие, концентрация, совершенство и непривязанность. Этот подход помогает избавиться от гнета стресса, сохраняя внутреннюю цель в поле зрения на протяжении всего рабочего процесса.

Принятие означает тренироваться принимать текущие задачи и понимать, что сами по себе они нейтральны. Фрустрацию, стресс и тревожность — все то, что ведет к проблемам со здоровьем, — создает эмоциональная окраска, которую мы придаем тем или иным делам. Наши культурные нормы и эгоцентричный подход к жизни формируют внутренние барьеры для принятия. Когда мы их замечаем, они перестают исподтишка саботировать нашу безмятежность. Более того, работая над осознанием ментальных привычек, мы начинаем замечать, что изначальные реакции на большинство повседневных дел связаны с тем или иными формами сопротивления или негатива. Приняв за данность нейтральность этих дел, мы можем заменить вызывающие стресс привычки принятием. 

Когда сознание находится в режиме нейтрального принятия, сосредоточиться на работе легче. Концентрация достигается посредством фокусировки тела и разума на выполняемой задаче. Так работа становится медитацией. Концентрацию легко описать, но сложно достичь. Она требует непрерывного приложения усилий длительный период времени, для чего необходима решимость сохранять фокус и свести к минимуму отвлекающие факторы. В рабочей атмосфере не справиться без определенного запаса терпения.

Для сохранения концентрации необходимо развить способность возвращаться в текущий момент, как только мы понимаем, что отвлеклись. Это дисциплина. Можно начать практиковаться с осознания своего дыхания. Не важно, сколько раз вы будете отвлекаться, просто возвращайтесь к дыханию снова и снова. Внимание будет переключаться всегда, всю жизнь. Это нормально. Важно уметь возвращать его на место. Есть множество способов тренировки концентрации, например, мысленное повторение молитвы или мантры, ощущение собственных движений, сознательное исключение отвлекающих факторов. Перестройка привычек, склонностей, убеждений и намерений также может улучшить умение сосредоточиваться.

Мастерство — третья составляющая рабочего пути в йоге. Оно может касаться внешних аспектов, но больше относится к тому, что происходит внутри. Внешнее мастерство — это хорошо выполненная работа, внутреннее мастерство — это искреннее стремление прилагать всевозможные усилия. Равновесие между внешним и внутренним мастерством можно выстраивать всю жизнь. Если его нет, эффективность снижается. Стремясь сохранять спокойствие ума на работе, мы можем потерять продуктивность, проявляя излишние амбиции — поставить под угрозу здоровье или личные отношения. В итоге для удовлетворения от работы необходимы и ощущение умиротворения, и производительность.

Нужно понять, что мастерство и совершенство не одно и то же! Прыгнуть выше головы невозможно. В природе нет ничего совершенного. То же самое касается нас и результатов нашей деятельности. Оттачивая умение, человек способен почувствовать себя мастером. Здесь возникает связь с феноменами принятия и концентрации. Результат работы необязательно важен для получаемого опыта. Прилагая усилия, мы ощущаем, как растет наше мастерство! 

Если применить эту концепцию к повседневной жизни, то любое занятие может стать средством улучшения физического и психического здоровья. 

Одновременно практикуя непривязанность, мы можем сохранять умиротворение в любой ситуации. Обычно мы не способны контролировать то, что случится с результатами нашего труда, так что не стоит об этом и беспокоиться. Так мы высвобождаем свою энергию и культивируем витальность, что сказывается на всех областях жизни.

Тот, кто работает с позиций непривязанности, рассматривает всю свою деятельность как часть личностного роста. Так работа становится привилегией, а не ярмом, а любое задание — возможностью чему-то научиться и не впадать в зависимость от вещей. Этот подход дополняет три других принципа: благодарность за работу усиливает принятие; отношение к ней, как к тому, что помогает в духовном совершенствовании, помогает сохранять концентрацию; оттачивание мастерства очищает душу.

Рабочий путь в йоге напоминает, что величайшие награды — внутренние, а не внешние. Единственное, что мы можем контролировать, — это наше внутреннее состояние и усилия, которые предпринимаем. Концентрируясь на этом, можно перестать быть привязанными ко всему остальному.

(Розен Ай. С., Бутера Р., Гилберт Дж. «Йога: применение комплексной йога-терапии во всех сферах вашей жизни»).